Требования к повышению квалификации педагогических работников
Каждый учитель должен получать дополнительное профессиональное образование только по своей специальности. Повышают квалификацию все учителя, устроенные по трудовому договору обучающие и воспитывающие детей. Также профподготовку проходят и те, кто выполняет обязанности по организации образовательной деятельности.
Кроме этого, кандидат на повышение квалификации должен иметь диплом о среднем профессиональном или высшем образовании. Допускают на курсы ДПО студентов педагогических вузов и колледжей. Список всех учителей изложен в постановлении Правительства от 08.08.2013 года № 678.
Курсы вправе проводить организации, имеющие лицензию. Обычно обучение проводят на базе организации дополнительного профессионального образования или организации высшего образования. Лицензию могут иметь и иные образовательные организации. Выбрать такую организацию можно в федеральном реестре дополнительных профессиональных программ, созданном Минпросвещения и региональными управлениями образования.
Программа повышения квалификации должна учитывать положения профстандарта педагогических работников в сфере общего образования. Кроме этого, программа должна соответствовать квалификационным требованиям должности учителя. Квалификационные требования к педагогическим работникам и их должностные обязанности установлены приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н.
Обучаться на курсах ДПО можно очно, заочно, очно-заочно или дистанционно. Общеобразовательная организация сама выбирает, в каком формате работнику проходить обучение. Важно, чтобы специалист мог совмещать курсы и основную работу в школе. Условия и порядок обучения прописывают в коллективном договоре, соглашении, трудовом договоре.
Цели и задачи повышения квалификации педагога
Дополнительное образование педагоги могут получить по двум программам:
- Курсы повышения квалификации;
- Курсы профессиональной переподготовки.
Отличаются они направленностью, структурой и сроками освоения.
Критерии сравнения |
Программа дополнительного профобразования |
Повышение квалификации |
Профессиональная переподготовка |
Цель программы |
- Учитель совершенствует и (или) получает новую компетенцию, необходимую для его профессиональной деятельности.
- Педагог повышает профессиональный уровень в рамках уже имеющейся у него квалификации
|
Учитель приобретает компетенцию, чтобы выполнять новый вид профессиональной деятельности, приобретает новую квалификацию
|
Особенности программы |
Обучает профессиональным компетенциям в рамках уже имеющейся квалификации. В результате обучения качественно меняются профессиональные навыки педагога |
Обучает новым квалификациям и связанным с ней видам профессиональной деятельности, трудовым функциям и (или) уровням квалификации.
Обучает компетенциям, подлежащим совершенствованию. В результате освоения программы формируется перечень новых компетенций |
Длительность курсов (минимум) |
16 часов |
250 часов |
Документ, который выдают после успешного освоения программы |
Удостоверение о повышении квалификации |
Диплом о профессиональной переподготовке |
Педагогу, который учится по дополнительной профессиональной программе и одновременно получал среднее профессиональное или высшее образование, документ о квалификации выдают вместе с дипломом об образовании (ч. 16 ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ) |
На курсах учителя проходят профессиональное обучение.
Его основные цели:
- повысить уровень теоретических знаний педагогов, а также усовершенствовать практические навыки и умения;
- развивать профессиональную компетентность работников образования;
- сформировать устойчивые навыки рефлексии педагогического процесса и его результатов;
- сделать педагогическую деятельность каждого педагога системной и целостной.
При достижении всех перечисленных целей возможно выполнить требования по достижению высокого уровня качества современного образования.
Задачи повышения квалификации учителей:
- совершенствование педагогического мастерства с помощью внедрения передовых педагогических технологий и современных методик обучения;
- совершенствование профессиональных навыков с помощью освоения и внедрения последних достижений науки;
- создание условий для развития индивидуального подхода в рамках педагогической деятельности;
- активизация творческих способностей;
- удовлетворение потребностей в поиске новых знаний;
- освоение учителями информационно-коммуникационной техникой до уровня уверенного пользователя;
- обобщение и распространение полученного в процессе курсов педагогического опыта;
- апробация в процессе обучения новых технологий и прогрессивных форм переподготовки и повышения управленческих и педагогических кадров;
- оказание научной и методической поддержки учителям, чтобы они могли в полной мере реализовать свои творческие замыслы.
Чтобы успешно учить детей, педагог должен обладать хорошими навыками и глубокими профессиональными знаниями. После окончания университета или колледжа педагог может забыть некоторые профессиональные моменты. К тому же, программа обучения в ВУЗе часто далека от современных требований в школе.
Программа повышения квалификации позволяет педагогу оставаться в курсе последних изменений, которые произошли в его профильной дисциплине. Поэтому передаваемые ученикам знания остаются актуальными.
На курсах педагог получает знания о:
- новых методических приёмах;
- методиках, применяемых коллегами в других учебных заведений.
Переподготовка полезна и важна не только молодым специалистам, но и работникам со стажем.